среда, 4 апреля 2012 г.


Откажутся ли белорусы от автомобилей при постоянном подорожании топлива?


1. С чего все началось. В начале 2011г. Беларусь окунулась во вторую волну кризиса. Нацбанком была проведена официальная девальвация белорусского рубля, в результате чего его курс понизился к доллару на 56%, а затем были введены параллельно сразу два курса: официальный и внебиржевой. Зарплаты снизились почти вдвое (с 468 долларов до 263 долларов), зато цены неуклонно поползли вверх, в том числе и на горючее.



2. Был дешевым – стал дорогим. К 21 июля, на момент четвертого за год повышения цен на бензин, стоимость топлива в Беларуси уже почти достигла российского уровня – в среднем $1 за 1 литр. До этого – 7 июня – цены на «горючку» подскочили сразу на 30%. Таким образом, когда-то дешевый белорусский бензин враз стал дорогим. Челноки все еще продолжали возить его в соседние Литву, Украину и даже Польшу, но в Россию уже перестали – не было смысла.



3. Поэтапное и скачкообразное повышение цен. В республике в ответ на неконтролируемый рост цен началась акция протеста автомобилистов под названием «Стоп-бензин». Как ни странно, но она имела успех. Во всяком случае, так казалось в начале. Сам президент республики А.Лукашенко распорядился снизить цены, а также запретил повышать цены на топливо. 8 июня он предложил Белнефтехиму, что топливо с утра 9 июня будет не 5200- 5100, а максимум 4500. А работать по ценообразованию предложил до 1 января поэтапно, в квартал добавляя по 2–3 процента, и то если это будет необходимо. Но не в коем случае не 30 процентов сразу. Президент категорически запретил рост свыше 3–5 процентов по ценам без его ведома. Резких подорожаний больше не было, но по 3-5% накидывали исправно. Уже следующее подорожание – 21 июля – было на 3%.



4. Ручные меры – не преграда для роста…цен. После ряда решительных заявлений Александр Лукашенко приступил к не менее жестким мерам, в частности он еще несколько раз волевым решением снижал цены на горючее (после чего они упали намного ниже доллара за литр) и запретил вывозить бензин из страны. Теперь при выезде из Беларуси на автомобиле можно было иметь только полностью заправленный бак плюс 10 литров с собой. Однако меры жесткой экономии помогли мало – стоимость горючего неуклонно продолжала расти.


Комментариев нет:

Отправить комментарий