Новости Узбекистана сообщает журнал «Биржевой лидер». На минувших выходных государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон в рамках своего турне по странам Ближнего Востока и Центральной Азии посетила и две среднеазиатские республики – Узбекистан и Таджикистан.
Визит американского чиновника такого уровня, безусловно, является знаковым событием для обеих постсоветских стран. Еще совсем недавно он представлялся, практически, нереальным. Но, что интересно, если в Ташкенте всячески старались привлечь к себе «высочайшее внимание», то Душанбе этой «великой чести» удостоился без всякого труда со своей стороны, можно сказать «за компанию».
Былые претензии Вашингтона к Таджикистану и Узбекистану забыты?
Еще совсем недавно тот же Госдеп США обвинял руководство обеих среднеазиатских стран в таких "смертных" грехах, как:
1. Отсутствие демократических свобод.
2. Несоблюдение прав человека.
3. Проведение недемократичных выборов.
4. Системная коррупция.
Президенты же этих стран в обязательном порядке присутствовали во всевозможных списках мировых диктаторов, которые тиражировали западные, и в первую очередь американские, СМИ.
К кому Белый дом относился хуже: к Ташкенту или Душанбе?
На этот вопрос довольно трудно ответить. Скорее всего «к обоим». Но Узбекистан с 2005 года явно особо выделяли в Вашингтоне. Причем столь повышенное внимание носило явно негативный характер. После кровавых событий в Андижане американцы ввели эмбарго на поставки вооружений для Узбекистана, сразу же поставив себя в очень неудобное положение и потеряв военную базу на территории страны. Одним словом, Вашингтон в Узбекистане продемонстрировал всему миру уязвимость своей внешней политики, основанной на позиционировании себя, как главных «защитников демократии».
В чем двойственность положения и опасность для инвесторов?
Интересно, объясняют эксперты землячества трейдеров и инвесторов стран Средней и Центральной Азии Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, но в неоднозначном положении находились как США, так и Узбекистан.
■ первые всячески дистанцировались от узбекского руководства. В то время как через Узбекистан проходила львиная доля военных грузов, предназначенных для американских войск в Афганистане.
■ вторые же всячески пытались угодить заокеанским партнерам (противопоставляя себя и России, и Китаю в среднеазиатском регионе), получая в ответ лишь холодное одобрение со стороны Белого дома.
■ отношения с Таджикистаном. В то же время с соседним Таджикистаном у американцев отношения выстраивались более ровно и открыто. Американцы понемногу помогали таджикам в оборудовании их границы с Афганистаном, но в ответ не просили безусловной покорности и Душанбе мог позволить себе спокойно идти навстречу и Москве, и Пекину.
Зачем Хиллари Клинтон поехала в Среднюю Азию? Совершенно понятно, что личное присутствие первого лица внешнеполитического ведомства США требуется для решения куда более значимых вопросов, чем простое обеспечение транзита военных грузов:
1. оба среднеазиатских президента от самого факта встречи с Госсекретарем США получали своеобразную легитимацию в глазах западного общества, к которой долгое время столь безуспешно стремились.
2. понятно, что и плату за подобную услугу в Белом доме собирались попросить соответствующую.
Как разворачивались события накануне среднеазиатского турне?
Госсекретарь США Хиллари Клинтон, перед тем как приехала в Среднюю Азию, посетила Пакистан и Афганистан. Сейчас, когда президентская гонка в Америке уже практически началась, «афганская тема» все более отчетливо начинает выходить на передний план. Так в чем же интересы США в регионе:
■ Пакистан. В Исламабаде госпожа Клинтон пыталась добиться от местного руководства решительных действий в отношении клана Хаккани, который базируется на территории Пакистана. От пакистанского правительства требуется либо сесть за стол переговоров с исламистами, либо уничтожить их, либо предоставить силовую акцию американцам. Очевидно, глава дипломатического ведомства США так и не добилась четкого ответа и ни с чем убыла в Кабул.
■ Афганистан. От Хамида Карзая в Кабуле Хиллари Клинтон требовала продолжать вести переговоры с талибами. Кроме того, Госсекретарь заверила президента Афганистана, что США будет оказывать ему всяческую помощь и после вывода своих войск в 2014 году. Лидер неспокойной страны, по-видимому, остался крайне недоволен подобными перспективами, поскольку потом довольно смело заявил, что "кто бы ни напал на Пакистан, Афганистан встанет с Пакистаном плечо к плечу". Под агрессорами, разумеется, подразумевались американские партнеры Кабула.
Посещение Таджикистана:
■ охрана границ Таджикистана. Прибыв в Душанбе, Хиллари Клинтон встретилась с президентом республики Эмомали Рахмоном. О чем говорили политики неизвестно, официальные СМИ лишь известили, что речь шла об оказании США военной помощи в охране границы Таджикистана с Китаем и Афганистаном. Примечательно, что недавно об этом же просила и Москва, но Душанбе отказалось;
■ у США нет претензий к Таджикистану. Хиллари Клинтон также встретилась с членами неправительственных организаций Таджикистана, в основном финансируемых из бюджета США. Глава внешнеполитического ведомства высказала удовлетворение теми демократическими преобразованиями, которые проводит у себя в республике президент Рахмон и добавила, что Америка готова оказать существенную помощь, если Душанбе начнет реформы в экономике;
■ уклончивые ответы. На встрече с журналистами госпожа Клинтон ничего не сказала про возможность размещения в Таджикистане крупной военной базы США. Но о таких вещах никто заранее и не стал бы говорить;
■ электростанция раздора. Отдельный и сложный вопрос – строительство Таджикистаном Рогунской ГЕС, против которого резко выступает соседний Узбекистан. Госпожа Клинтон довольно уклончиво высказалась по этому поводу. С одной стороны новая ГЭС смогла бы обеспечить электричеством северные районы Афганистана, а с другой у Белого дома нет желания лишний раз раздражать Ташкент;
■ выпад в сторону соседа. Симптоматично, что Хиллари Клинтон именно таджикскую трибуну использовала для неожиданной критики узбекского руководства. «США решительно протестовали против того, что произошло в Андижане в 2005 году, и тогда мы официально обозначили наши взгляды. У нас идут дискуссии с правительством Узбекистана. Сегодня вечером я встречусь с властями этой страны. Я буду поднимать вопросы прав человека и фундаментальных свобод, которые США решительно поддерживают» - заявила Госсекретарь.
Узбекский визит: в чем тонкости и особенности?
1. Продолжительность визита. Посещение Узбекистана заняло у Хиллари Клинтон целых два дня. Это самая длительная остановка во время всего турне. Один этот факт уже свидетельствует о важности события, в том числе о том, что Узбекистан интересен для США не меньше, чем давний (и все более неудобный) стратегический партнер в регионе - Пакистан.
2. Ни слова об Андижане. Не смотря на то, что все былые противоречия между странами были улажены еще в 2009 году, напряженность оставалась. Это было видно и по решительной риторике госпожи Клинтон в Таджикистане. Однако, давая интервью в Ташкенте, вашингтонская гостья ни словом ни обмолвилась об этом. В отчете о встрече на сайте Госдепа говорится: "Каримов простил нас за критику в 2005 году».
3. Поток взаимных комплиментов. Узбекское информагентство «УзА» сообщило: «Госсекретарь США выразила искреннюю благодарность Президенту нашей страны за теплый прием и сердечное гостеприимство, подтвердив готовность своей страны к дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном». Сам же президент Узбекистана Ислам Каримов благодарил госпожу Клинтон за ее визит, выражал ей «личное и глубочайшее уважение».
4. О чем велись переговоры? Встреча политиков проходила за закрытыми дверями и в прессу, практически, не просочилось никакой информации. Тот факт, что госпожа Хиллари не провела после переговоров пресс-конференции, говорит скорее об их неудаче, чем успехе для США. В интервью, данном на одном из местных телеканалов, Госсекретарь США больше угрожала Ирану, чем говорила об итогах своего визита в Узбекистан.
5. Экономическое сотрудничество двух стран. Во время переговоров Хиллари Клинтон с президентом Исламом Каримовым, которые продолжались два с половиной часа, очевидно, обсуждались и экономические вопросы. США активно «продавливают» идею Нового Шелкового пути, главная цель которого – включение Афганистана в экономику региона. С этой целью Вашингтон готов оказывать экономическую и финансовую помощь всем соседним государствам. Единственное требование – либерализация экономики и проведение реформ. Узбекистан вроде бы на это согласен.
Американский Госсекретарь успела принять участие в торжествах по случаю запуска работы узбекско-американского СП General Motors Powertrain Uzbekistan, который будет заниматься производством малых и экономичных двигателей GM. Кроме того, американская гостья объявила о запуске программы по развитию технологического предпринимательства в Центральной Азии и конкурса Техно-приз. 8 узбекских предпринимателей в скором будущем получат техноприз в размере $20 тысяч, а один из них сможет посетить Силиконовую долину в США для встречи с потенциальными инвесторами.
В целом же, оба среднеазиатских визита влиятельной американки оставили больше вопросов, чем предоставили ответов. Понятно лишь одно: Вашингтон ищет «запасной аэродром» для отступления из Афганистана. При этом он явно не собирается сокращать свое присутствие в регионе. Совершенно очевидно, что это очередной «камень» в сторону Москвы и Пекина, но они похоже с таким положением дел уже смирились. Интересно другое: как, а главное, зачем Белый дом будет играть на противоречиях Ташкента и Душанбе?